Rambler's Top100
ИНВЕСТМАРКЕТ
www.investmarket.ru
Аналитика
18.09.2010
Инвестиции инвестициям рознь

   НА ЭТОЙ неделе Департамент внешнеэкономических и международных связей вынес на обсуждение правительства Москвы Концепцию развития внешнеэкономических связей столицы.
   
   Согласно Концепции каждый из городских департаментов должен внести свою лепту в развитие внешэкономической деятельности по приоритетным направлениям. В самом общем виде такими приоритетами являются развитие экспорта продукции с высокой степенью обработки, привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, в городское хозяйство и социальную сферу, в инновационные и модернизирующие проекты столичных предприятий.
   
   Например, Департамент науки и промышленной политики подготовит предложения для инвесторов по размещению производств в промышленных зонах города, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства окажет содействие своим подопечным в приобретении иностранных партнеров и продвижении продукции на новые рынки сбыта, Департамент по конкурентной политике поможет воспользоваться зарубежным опытом проведения конкурсов.
   
   С 2006 по 2009 год в экономику столицы поступило 166,4 миллиарда долларов США из 114 стран. Это почти половина – точнее, 46 процентов – всех иностранных инвестиций, привлеченных в страну за этот же период. Казалось бы, чего еще желать? Но у инвестиций есть не только количество, но и качество. В Концепции отмечается: инвестиционный климат Москвы благоприятен, тут ничего не скажешь.
   
   Однако доля прямых инвестиций очень мала – всегонавсего 31,5 миллиарда долларов. Все остальные 134,5 миллиарда – это займы, которые взяты бизнесом для проведения конкретных сделок, и которые, хочешь не хочешь, придется возвращать. Скоро и с процентами.
   
   Кроме того, больше половины этих кредитов пошло в оптовую торговлю топливными ресурсами, которые в Москве, как известно, не добываются.
   
   А вот прямые инвестиции пошли на операции с недвижимым имуществом, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь. И опять тревожная цифра: всего лишь 1,3 миллиарда долларов пошло в обрабатывающие производства. Больше всего внимания иностранные инвесторы уделили строительству бизнес-центров, сетевых магазинов, гостиниц.
   
   К этому можно еще добавить, что почти все прямые инвестиции поступили лишь из пяти стран: Кипра, Германии, Британских Виргинских островов, Великобритании и Нидерландов. Инвесторы из других стран предпочитают ограничиваться кредитами…
   
   Есть еще один вид инвестиций – портфельные. То есть вложения в ценные бумаги. В общем объеме иностранных инвестиций с 2006 по 2009 год они занимают всего 0,5 процента. Иными словами, иностранцы российскими акциями не интересуются.
   
   Учитывая планы по развитию Москвы как международного финансового центра, эту ситуацию необходимо кардинально менять.
   
   В условиях дефицита господдержки в структуре столичного экспорта также накопился ряд проблем системного характера. Их сочетание с общеэкономическими сложностями кризисного периода привело к падению экспорта на 36 процентов.
   
   При этом объем продаж продукции машиностроения вырос на 16 процентов, но с остальными отраслями дело обстоит не лучшим образом.
   
   Москва очень сильно зависит от импорта, и эта зависимость с каждым годом увеличивается. Во время обсуждения концепции руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков привел пример: иностранцы увозят из России бревна, а потом продают нам черенки для лопат и прочего садового инвентаря. Что, мы сами не можем это делать? Можем, конечно, и даже лучше китайских умельцев.
   
   Пример, конечно, хороший. Яркий и образный, а потому запоминающийся. Он уже звучал из уст Малышкова на заседании правительства Москвы год или полтора назад. А воз или, точнее, бревно для черенков, и ныне там.
   
   – Мы отстали во многих областях, – признал Юрий Лужков. – Наша продукция, хоть и дешевая, не выдерживает конкуренции. Было время, когда к нам потоком шли инвестиции. Этому способствовали два обстоятельства.
   
   Во-первых, рейтинг Москвы всегда был очень высок. По какой-то причине рейтинговые агентства следуют принципу: «Рейтинг города не может быть выше рейтинга страны». Думаю, что если бы не этот принцип, Москва заняла бы еще более высокие позиции в списках. Во-вторых, иностранные фирмы в Москве не теряли деньги.
   
   Поэтому мнение о нашей столице у иностранцев всегда было очень хорошим. И если возникал вопрос – в какой регион России прийти, – практически всегда называлась Москва.
   
   Но времена меняются. Раньше они шли к нам, теперь же московским властям придется придумать, как лучше «подать» свой город и привлечь побольше иностранного капитала.
   
   – Подобной концепции в городе раньше не было, и она нам очень необходима, – подчеркнул Юрий Лужков. – В посткризисных условиях этот документ станет основой для совместной работы всего правительства Москвы. Но его необходимо доработать.
   
   – Необходимо определить отраслевые и территориальные инвестиционные приоритеты, – сказал руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Георгий Мурадов корреспонденту «ВМ». – Будем также разрабатывать систему льгот и преференций, чтобы поощрять инвесторов налоговыми льготами и стимулировать снятием административных барьеров.
   
   Однако Концепция, даже дополненная и улучшенная, останется всего лишь концепцией, если не будут разработаны механизмы ее реализации. А для создания таких механизмов нужны немалые деньги.
   
   – У меня вопрос, – вышел к микрофону депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. – Вся информационная составляющая Концепции – интернет-портал. И толькото. В то время, как другие города и страны тратят на электронную интеграцию большие деньги и уделяют ей огромное внимание. Как, например, Мумбаи в Индии. А что же мы?
   
   – У нас пока нет на это средств, – развел руками Георгий Мурадов. – Это требует больших затрат, поэтому на данном этапе нам сказали, что это городу не по карману.
   
   Депутат Мосгордумы Игорь Протопопов задал очень простой практический вопрос: вот приехал в Москву иностранец, возможно, потенциальный инвестор. Вышел из самолета или поезда – и куда ему идти? К кому обратиться, где узнать о возможностях инвестирования, об отраслях, больше всего нуждающихся в деньгах, о прибыли и рисках? Не получается ли так, что Концепцию принимаем, а идти некуда?
   
   – Пока некуда, – согласился Георгий Мурадов. – Во всем мире действуют государственные агентства по привлечению иностранных инвестиций, в которых сосредоточены все возможности города. А у нас сто окон, сто дорог, куда идти – непонятно. Нам необходимо воспользоваться мировым опытом. Конечно, это потребует затрат. Но для того чтобы получить деньги, надо сначала их вложить.
   
   Чтобы получить рубль, надо не пожалеть пятака. Это знает любой инвестор, этому правилу должны следовать и те, кто этих инвесторов привлекает. Но пока для нас все вопросы, связанные с дополнительным финансированием, довольно болезненны.

Авторы: Яна МАЕВСКАЯ
Реклама